НЕРЕАЛИСТИЧНАЯ ИДЕЯ

Счетная палата (вот уж откуда не ждали!) выступила недавно с инициативой: запретить гражданам покупать студии и однокомнатные квартиры с помощью льготной ипотеки. Дескать, это «некомфортные типологии жилья», которые не способствуют улучшению условий жизни семей.

По мнению автора идеи аудитора Натальи Труновой, нынешняя ситуация провоцирует рост доли студий и однушек как наиболее часто покупаемых. «Предлагаемое изменение правил предоставления ипотеки может поспособствовать изменению структуры предложения на рынке жилья, улучшить комфортность проживания граждан в новой недвижимости», – считает она.

Минстрой выступил категорически против этой идеи. По мнению ведомства, «установление ограничений на приобретение малометражного жилья при использовании программ льготного ипотечного кредитования может создать дополнительные барьеры для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Госдума также предложение не поддержала. Экономическая ситуация сейчас явно нестабильна, и порой однушка или студия – это единственный вариант жилья, который люди могут себе позволить. Так зачем ущемлять их в их правах на получение собственной жилплощади?

Подобной точки зрения придерживаются и в «Инком-Недвижимости». Руководитель аналитического центра компании Дмитрий Таганов назвал обсуждаемую новацию «оторванной от рыночных реалий», ведь из-за удорожания квадратного метра сейчас самым высоким спросом пользуются как раз малогабаритки.

«Львиная доля первички, около 80%, приобретается с использованием программ льготной ипотеки. Поэтому, если допустить введение инициативы, спрос существенно снизится, а значительная часть населения лишится возможности приобрести жилье», – полагает эксперт.

ВЗГЛЯД ДЕВЕЛОПЕРОВ

Петербургские застройщики, которых мы опросили, оценили предлагаемую новеллу по-разному. Одни уверены: большинство запрещающих инициатив практической пользы не приносят.

«Да, для большой семьи студия или однушка – это некомфортное жилье. А вот для молодого человека, который начинает отдельную от родителей жизнь, это идеальный вариант. Небольшие коммунальные платежи, простота в ремонте и обслуживании жилья – несомненные плюсы таких квартир. При этом можно сказать, что жилищные условия семьи улучшаются, ведь когда один человек съезжает, остальным остается больше места», – рассуждает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.

Другие девелоперы склонны согласиться с автором инициативы.

«Несмотря на то что студии и малогабаритные однушки традиционно считаются одним из самых доступных типов жилья, стимулирование спроса на них может привести к негативным социальным последствиям», – утверждает руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens Наталья Осетрова.

В подтверждение своих слов эксперт приводит три довода.

Во-первых, малогабаритное жилье ограничивает базовые потребности и возможности человека: в такой квартире проблематично вырастить детей, что ведет к «демотивации социума». А если и профессиональное развитие не предполагает карьерного роста, то не будет финансовой возможности сменить жилье – возрастает риск встретить старость в тесной квартире.

Во-вторых, в России многоэтажки со студиями часто строят без инфраструктуры. Если сравнить с Гонконгом, то там в аналогичных проектах квартиры занимают порядка 30% от общей площади объекта, а 70% отведено под инфраструктуру: библиотеки, кафе, рестораны, спортивные клубы, коворкинги, офисы, кинотеатры, салоны красоты, зеленые зоны. Высокая плотность населения при отсутствии инфраструктуры сильно ухудшает качество жизни людей. 

В-третьих, проблема российских жилых комплексов, в квартирографии которых преобладает малогабаритное жилье, – это почти всегда неоднородная социальная среда. А это снижает не только качество жизни, но и ликвидность недвижимости. В дальнейшем продать или сдать в аренду ее будет непросто, либо придется идти на большой дисконт, что тоже делает собственников заложниками ситуации.

«Безусловно, у студий есть своя целевая аудитория: студенты, которые не планируют в ближайшие годы заводить семью, или люди, у которых уже есть недвижимость, например, за городом, но они работают в городе и студия нужна им как запасной вариант, когда нужно остаться. Но эти категории покупателей немногочисленны, и рассматривать такую недвижимость как полноценную, на длительную перспективу не стоит. Следовательно, с точки зрения развития общества стимулировать спрос на малогабаритное жилье и, соответственно, его строительство – это деструктивное решение», – резюмирует Наталья Осетрова.

По материалам bn.ru

ДОЛЯ МАЛЫХ МЕТРОВ

Плюрализм мнений – это нормально. И всё же – есть на питерском рынке перекос в сторону малогабаритного жилья или нет? Чтобы понять это, мы спросили у застройщиков, много ли студий и однушек в их проектах и какой средний метраж у такого жилья.

В «Л1» нам сообщили, что все ЖК компании относятся к классам комфорт или бизнес, потому явного преобладания малометражек здесь не допускают. Площадь самой компактной студии – 27 квадратов, однокомнатной квартиры – 37. При этом, например, в ЖК «Поэт» в принципе нет студий, а метраж однушек начинается от 42 квадратов, что сопоставимо с площадью типовой двухкомнатной квартиры в хрущевках и брежневках.

В проекте Gatchina Gardens объем студий и однокомнатных квартир занимает не более 20% от общего объема продаваемой площади. Метраж однушек начинается от 64 кв. м. «Для бизнес-класса в сегменте рекреационной курортной недвижимости квартиры менее 60 квадратов недопустимы с точки зрения стандартов», – подчеркивают в компании.

Инвестиционно-строительный холдинг AAG также работает в сегменте выше среднего, поэтому студии в большинстве проектов появляются по остаточному принципу.

«Тем не менее мы следим за трендами и берем их во внимание при формировании квартирографии перспективных проектов. Более компактные квартиры стараемся располагать на нижних этажах, а также в „невидимых“ секциях. Средний метраж в основном определяется классом проекта: в бизнесе он начинается с 55–60 кв. м, в премиуме – с 75–80 кв. м. Данные рынка за первое полугодие говорят о повышенном внимании к небольшим квартирам в проектах с хорошей локацией, и мы учитываем эту тенденцию», – рассказывает руководитель департамента развития продукта холдинга AAG Павел Евсюков.

По материалам bn.ru